Сумо,
как вид борьбы уходит корнями в глубокую старину, поэтому увидев турнир,
зритель с головой уходит в действо, которое практически ничем не
отличается от аналогичного, но только пятивековой давности. Такое
ощущение достигается за счёт особенностей проведения самого турнира,
специальных одежд, в которые облачаются все участники турнира, их стиля
поведения – всё это способствует постановке картины, которая не менялась
уже почти тысячелетие.
Дохё –
это арена, которая по форме представляет собой круг радиусом около 2,13
метра, который сделан из глины, а также посыпан очень маленьким слоем
песочной крошки, и окаймлен соломой. Дохё у японцев считается священным
местом, и, что интересно, на дохё ни в коем случае не должна
становиться женщина.
Удивительного в церемониале сумо очень много, к
примеру, вы знаете сколько занимает создание дохё? Оказывается дохё
строится ровно 72 часа, а материал для сооружения арены свозят из
определённых мест страны, которые знают только посвящённые. За 72 часа
42 человека (они на турнирах выполняют роль йобидаси - «зазывал»,
которые вызывают участников на арену) должны непосредственно сделать
арену, затем подготовить её в техническом плане, и, наконец, произвести
ряд ритуалов, которые призваны ублажить богов и обеспечить удачное
проведение турнира.
После
того, как арена готова принять на себе борцов, и боги даруют своё
благословение - можно открывать соревнования.
Начинается басё с дохё-ири (вступление на помост) –
пышной церемонии представления и приветствия участников. К зрителям под
тихие, размеренные звуки, распространяемые деревянными палочками,
выходят борцы. Они бьют в ладоши, для того, чтобы отпугнуть злых духов, и
становятся вдоль помоста.
Сумотори одеваются в специальные одежды – парадные
пояса кэсё-маваси. Кэсё-маваси делают из натурального шелка, который
выделан золотыми или серебряными нитями. На один такой красивый пояс,
уходит около месяца работы. Стоимость такого пояса составляет около 2-3
тысяч долларов, а вес кёсе-маваси составляет ок. 10 килограмм.
Не менее
колоритно выглядит и выход на помост судей – гёдзи, одетых в кимоно
периода Камакура (600-летней давности). Гёдзи, как и борцы, имеют свою
иерархию. Поединки йокодзуна может обслуживать только судья высочайшей
категории – татэ-гёдзи.
Дохё-ири
Прежде чем
сумотори вступят в борьбу друг с другом, им предстоит стать
участниками грандиозной церемонии. Называется она дохё-ири (вступление
на помост). Перед зрителями под негромкие, ритмичные звуки, издаваемые
деревянными палочками, появляются борцы. Сначала выходят рикиси,
представляющие Восток, затем – Запад. Они хлопают в ладоши, что
символизирует избавление от злых духов, и выстраиваются вдоль помоста.
Сумотори
облачены в специальные одеяния – праздничные пояса кэсё-маваси (больше
напоминающие, правда, фартуки). Кэсё-маваси изготавливают из шелка,
отделанного золотыми или серебряными нитями. Для того чтобы сшить
праздничный пояс, требуется не менее 20 дней кропотливого труда. Стоят
кэсё-маваси в среднем 400-500 тысяч иен (3,5-4,5 тысячи долларов), а
весят около 10 килограммов.
Среди особо
преданных сумо болельщиков принято отмечать достижения своих любимцев
ценными подарками, в том числе праздничными поясами. Так, выход рикиси в
категорию дзюрё или макуути означает, что ему будет преподнесен
кэсё-маваси стоимостью не менее 1 миллиона иен (9 тысяч долларов). Ну а
самым дорогим маваси в истории сумо стал пояс, полученный рикиси
Вакасимадзу. Когда этот борец удостоился титула сэкивакэ, преданные
болельщики, уверенные в том, что их кумир вскоре получит звание
йокодзуна, подарили ему изготовленный из зеленого шелка кэсё-маваси с
вышитым серебряными нитями изображением орла. В правом когте хищник
держал настоящий бриллиант весом 10 карат. К сожалению, подарок
стоимостью 150 миллионов иен не помог сумотори подняться на высшую
ступень борцовской иерархии.
Праздничные
пояса – настоящие произведения искусства, способные украсить собой любой
из музеев мира. Рисунок на материи – возможность для практически не
ограниченного канонами творчества. Кроме имени борца и имени болельщика
или названия организации-дарителя, на праздничных поясах можно
разглядеть изображения растений и животных, гор и озер, родных мест
сумотори и достопримечательностей различных префектур и городов, сцены
из древней истории и т.п.
Венцом парада участников становится появление
йокодзуна. Великий чемпион появляется на помосте в сопровождении двух
оруженосцев, один из которых держит в руке церемониальный меч. Йокодзуна
перепоясан плетеной веревкой из рисовой соломы – симэнава (такие
веревки можно видеть в синтоистских храмах, где они называются
йокодзуна). Сначала богатырь хлопает в ладоши (это должно привлечь
внимание богов), потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх,
демонстрируя всем, что в руках он не имеет оружия, а в мыслях – дурных
намерений. После этого йокодзуна поочередно высоко поднимает ноги, а
затем с подчеркнутым притопом опускает их на землю. Таким образом
происходит изгнание с дохё злых духов.
После
завершения поединков проходит заключительная церемония. На помосте
появляется атлет, исполняющий танец с луком. Эта традиция берет свое
начало в эпоху Эдо: в то время победитель турнира, получавший в награду
лук, исполнял благодарственный танец.
|