История сумо уходит корнями в глубочайшую древность.
Уже в китайских исторических и литературных памятниках конца I
тысячелетия до н. э. упоминается боевое искусство сянпу. Иероглифы этого
названия в японском прочтении дают слово собоку, а в современном
звучании — сумо. Другое иероглифическое обозначение слова сумо возводит
его генеалогию к китайской народной борьбе цзюэди, также получившей
развитие с доисторических времён. Более скрупулёзные исследователи
находят упоминания о некой разновидности сумо в канонической буддийской
Сутре Лотоса, где нара (индийский вариант сумо) упоминается в ряду
других полезных наук, коими должен овладеть добродетельный муж.
Ссылаются также на биографию Сиддахарти Гаутамы, который, прежде чем
стать Буддой, усердно занимался борьбой и кулачным боем. Однако все эти
факты имеют весьма косвенное отношение к японскому сумо, хотя и
позволяют в известной степени выявить его прообразы в далёком прошлом.
Первые
сведения о реальном сумо содержатся в «Записях древних лет» («Кодзики»,
VII в.), собрании космогонических и исторических мифов, выдвигающих
версию божественного происхождения расы Ямато. Повествуется, в
частности, как во время продвижения японцев на северо-восток острова
Хонсю предводитель местных племён Такэминаката-но ками вызвал на
поединок японского полководца. Призом для победителя должно было стать
всё движимое и недвижимое имущество побеждённого. В схватке,
происходившей без применения оружия, самонадеянный воитель был
повергнут, и все его владения законным путём перешли к племени Ямато.
Другой
эпизод с описанием сумо встречается в «Анналах Японии» («Нихонги», VIII
в.). Согласно этим хроникам, в 230 г. до н. э. в провинции Идзумо на
морском берегу состоялись первые официальные состязания сумо в
присутствии императора Суйнин. Непобедимый Кэхая из края Тадзима
встретился с Номи-но Сукунэ, представителем Идзумо. Вот как описывает её
«Нихонги»: «… Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая
немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. Оба
подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра
Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но
Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ.» Побеждённый
скончался, а победитель был провозглашён первым чемпионом сумо и в
дальнейшем стал сакральным покровителем японских борцов. Подобные
состязания в «Анналах Японии» называются также тикара-курабэ —
«соизмерение сил». Думается, это название довольно точно отражает их
суть. Как и во всех молодецких потехах такого рода, именно сила и боевой
задор, а не техника и ловкость определяли победителя в схватке.
Таким образом, японцы определяют возраст сумо в 2200 лет.
Однако достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к
642 г., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в
честь корейского посла. В соревнованиях приняли участие воины дворцовой
стражи и корейцы из охраны посольства. Заметим, кстати, что в Корее
издавна существовала борьба шубаку, родственная японскому сумо как по
иероглифическому написанию, так и по внутреннему содержанию. С той поры
при дворе ежегодно проводились состязания сумо. Они были приурочены к
Танабата, празднику окончания полевых работ и начала осени, который
отмечается в Японии седьмого числа седьмого лунного месяца. С окончанием
уборки риса (яп. сумаи) связывается и происхождение названия сумо. Ещё
задолго до установления ритуальных праздничных состязаний сумосэти
борьба входила в программу развлечений крестьян в Танабата, одном из
самых оживлённых народных фестивалей календарного цикла. Турнир сумо при
дворе обычно следовал за поэтическим турниром, причём нередко участники
стремились в равной степени проявить своё творческое и дарование и
воинскую доблесть.
Что касается техники тогдашнего «сумо», то
она была довольно примитивна и включала в себя в основном толчки, сбивы,
заваливания. Упор делался на силу. Борцы стремились путем специальной
диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им это
удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах
удары перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для
здоровья, но в реальном бою борцы часто применяли удары руками и
толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной схватке
присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере не
велась и, соответственно, не изучалась.
В эпоху Хэйан (VIII —
XII вв.), знаменовавшуюся расцветом аристократической культуры, сумо
прочно вошло в быт японцев. Многочисленные празднества в синтоистских
храмах сопровождались обязательными военно-спортивными играми: скачками,
стрельбой из лука, набрасыванием сети. В городах и селениях служилые
самураи, ремесленники, купцы и крестьяне дружно участвовали в
первенствах по сумо без особых сословных разграничений. В таких
демократических формах народное, или «деревенское», сумо дошло и до
наших дней.
Между тем церемониал придворного ритуального сумо
(сэтиэ-дзумо) продолжал неуклонно разрастаться и усложняться. В 821 г. в
«Уложение о придворных церемониях» был внесён параграф, касавшийся
практики сумо. К тому времени всеяпонские состязания приходились не на
праздник Танабата, а на середину второй декады седьмой суны. Позже, к
концу эпохи Хэйан, чемпионаты стали проводиться уже в восьмую луну. За
три месяца до турнира императорские посланцы сумаи-но цукаи направлялись
во все провинции страны для выявления достойных претендентов. Они
совмещали в себе функции герольдов и инспекторов, наблюдавших за
отборочными соревнованиями. Как правило, сумаи-но цукаи назначались из
офицеров императорской гвардии. Японская
мифология плотно связывает возникновение японской народности на Островах
и борьбу сумо. По одной из легенд божество Такамикадзути смог победить
бога варваров, и это освободило для японцев путь на важнейший в
настоящее время остров Хонсю, который они незамедлительно и заселили.
В японских
источниках указывается дата первого соревнования по японской борьбе,
которое прошло по велению японского императора в двести тридцатом году
до нашей эры. Победивший в том поединке борец грубо нарушил правила
современного сумо, ударив оппонента ногой, однако ведь нельзя же
сказать, что это было сумо современного образца. До современного
состояния сумо дошло приблизительно в XII веке.
Первые же
соревнования по борьбе сумо, зафиксированные в исторических источниках
приходятся на середину уже 7 века н.э. Устраивались же соревнования,
как привило, сразу по окончании осенних работ в полях. Изначально,
Первые единоборства имели сугубо религиозную подоплёку, и соревнованиям
сопутствовали специальные магические танцы, молитвы и небольшие
спектакли на религиозную тематику. Сумо того времени ещё очень сильно
отличалось от сумо сегодняшнего: грубые броски и перемежались с ударами
кулаками, а запрещенных приемов почти не существовало.
Однако уже
через полтысячелетия сумо начинает принимать современные очертания. При
династии Хэйан (794-1185гг.) появляются правила современного вида и
принимает привычные нам формы судейство. Выходит свод правил, согласно
которым запрещено брать противника за волосы, бить его ногами и
кулаками. Официальной одеждой суматори становится маваси – особый пояс.
После этого сумо пережило большой кризис (XII-XVI),
но уже в начале семнадцатого века, после того, как ситуация в стране
стала относительно стабильной, и наконец в Японии вновь появляется
традиция проведения турниров по традиционной борьбе сумо.
|